Русские традиции в свадебном наряде невесты

20.02.2014

Русские традиции в свадебном наряде невесты

Заказывая пошив свадебного платья, современные невесты и не догадываются, что когда-то белый цвет на Руси был символом причастности к лику блаженных, святых и в праздничных нарядах не использовался.

Вообще, в древней Руси существовала целая культура цвета. Самым праздничным был, конечно, красный. В нем наши предки видели много значений. Изначально красную одежду носили лица, принадлежащие царскому (княжескому) роду, а также высокие государственные чины. То есть красный цвет был не просто цветом одежды, а признаком принадлежности к высшему общественному сословию. Потому все роскошное на Руси напрямую было связано с красным цветом. Поскольку слово «красивый» происходит от «краса», «красный» то можно представить себе, что красный цвет — это и богатство, и красота, и праздник, и веселье. На праздники шили одежду исключительно красного цвета. И потому логично было, что и невесту одевали в самый лучший наряд — красный. Ведь это главный день в ее жизни, сегодня она княгиня, и потому все должно быть по высшему разряду.

У простой крестьянки рубаха и сарафан были постоянной одеждой. И на свадьбе эти детали также были основными. Менялось их качество. Из тончайшей льняной ткани шили свадебные рубахи. Сарафан — из красного шелка, бархата или парчи. Пошив свадебного одеяния включал в себя затейливую вышивку, наделенную особым смыслом: женские фигуры, ромбы — знаки плодородия; деревья, олицетворяющие вечно живую природу.

Ателье по пошиву свадебного платья располагалось на дому. Невеста сама должна была приложить руку к созданию наряда. По нему судили о богатстве семьи и о мастерстве хозяйки. Хотя чаще такие сарафаны передавали из поколения в поколение, поскольку на его убранство уходило много времени и средств. Свадебные наряды состояли из большего, чем в обычной одежде, количества деталей и дополнялись украшениями из бисера, жемчуга, лент, перьев, монет. Поверх сарафана одевалась душегрея, чаще сшитая из малинового бархата с орнаментом из золотого шитья.

На голове у красавицы кокошник с подвесками, которые прикреплялись к головному убору, а также монисты и ожерелья из полудрагоценных камней — жемчуга и бирюзы.

… Вот потому и существует такое выражение, что русская девушка не шла, а плыла как лебёдушка. Поскольку под весом одежды новобрачная могла ступать только плавно, неторопливо. Что, согласитесь, не могло не зачаровывать.


Возврат к списку